7 советов, что делать, если ребенок заикается

Причины задержки разнообразны и имеют свои особенности.

Причины заикания

Заикание у детей — это не распространенное заболевание, и встречается только у пяти процентов. Считается, что физиологическая причина заикания кроется в речевых мышцах. Ребенку сложно произносить нужные звуки, потому что возникают сложности с координацией этих мышц.

Наиболее часто подобные проблемы с речью возникают у детей дошкольного возраста, от двух до пяти лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает заикаться. Специалисты сходятся во мнении, что невозможно выделить одну причину, которая вызвала заикание. Обычно это несколько факторов. И сейчас мы их внимательно рассмотрим.

Первая причина заикания — генетическая. В шестидесяти процентах случаев заикание передается по наследству. Если ребенок заикается, возможно у кого-то из членов вашей семьи в детстве тоже были сложности с речью.

Вторая причина — быстрое развитие ребенка. В возрасте от двух до пяти лет у детей происходит быстрое физическое, эмоциональное развитие и формирование навыков речи. Все дети разные, поэтому у кого-то это происходит стремительно и гладко. А у некоторых возникают задержки с речью, и проявляются они в форме заикания.

Следующая причина — внешние факторы. В эту категорию входит влияние родителей на поведение детей. Их отношение к детям, ожидания от развития ребенка. Многие родители хотят, чтобы развитие ребенка проходило быстро, особенно это касается их речи. Иногда это желание проявляется слишком сильно и оказывает давление на детей. После этого ребенок замыкается в себе, что нередко становится причиной заикания. Атмосфера в семье также влияет на развитие речи ребенка. Частые ссоры родителей и критика становятся причиной замыкания ребенка в себе, а затем проявляется в виде затруднений с речью.

Как проявляется ЗРР

Задержка речевого развития — это расшифровка аббревиатуры ЗРР.

Основные симптомы заболевания связаны с дисфункцией артикуляционного аппарата. В зависимости от степени выраженности процесса и наличия иных отклонений признаки могут различаться.

ЗРР у детей проявляется следующим образом:

Как проявляется ЗРР
  1. В 4 месяца. Отсутствует реакция на жесты и слова окружающих людей. Эмоциональность выражена слабо. Мимика почти не проявляется.
  2. В 8 месяцев. В норме в лексиконе должны появляться первые лепетные слова, состоящие из одинаковых простых слогов. Дети с задержкой речевого развития лишь осваивают отдельные звуки или вовсе не пытаются разговаривать.
  3. В 1 год. Ребенок тихий. Молчит или издает звуки крайне редко.
  4. В 1,5 года. В это время у детей лексикон пополняется простыми словами («мама», «баба», «дай»). Ребенок с ЗРР в лучшем случае только начинает выговаривать отдельные слоги. Пассивное понимание речи слабое или отсутствует. Нет реакции на просьбы или обращение по имени. Если затронут мышечный аппарат или центральная нервная система, ребенок не может жевать.
  5. В 2 года. При благоприятном стечении обстоятельств начинает нарабатываться словарный запас, однако дети овладевают лишь простыми конструкциями. Лексикон сильно ограничен. Ребенок с трудом выражает свои мысли, его сложно понять. Он не повторяет новые слова за взрослыми.
  6. В 3 года. До 3 лет продолжается расширение лексикона, однако он по-прежнему ограничен и состоит из 5-20 слов. Отсутствует навык составления даже простых предложений. Дети с задержкой речевого развития не знают названия предметов, животных, частей тела и т.д. Ребенок не понимает сказки, плохо осознает смысл услышанного. Речь невнятная, либо слишком медленная, либо быстрая. Некоторые дети, когда к ним обращаются, повторяют за взрослыми.

В зависимости от причин развития ЗРР и общего состояния ребенка симптоматика может различаться. При слабом тонусе мышц дети часто ходят с открытым ртом, наблюдается повышенное слюноотделение. После 4 лет усиливаются агрессия и нервозность. Ребенок быстро утомляется и плохо запоминает даже визуальные образы. Воображение развито слабо. Возможность проявлять эмоции ограничена. Дети избегают общения со взрослыми и сверстниками. Нередко ЗРР сопровождает аутизм и ДЦП.

Самостоятельно провести точное определение уровня развития в домашних условиях невозможно, для этого нужна консультация педиатра и логопеда. Диагноз ЗРР стараются не ставить до 2-3 лет, т. к. темпы освоения речи у детей индивидуальны.

Что делает логопед

Если вам, очевидно, что у ребенка есть трудности в произношении слов, то посещение логопеда является важнейшим для ранней оценки речи ребенка. Конечно, может оказаться, что нет никаких проблем, и его посещение развенчает все страхи. Вы можете сами найти врача либо пойти по направлению терапевта.

При проведении оценки, логопед будет смотреть на речевые и языковые навыки в контексте общего формирования речи и развития. Кроме того, наблюдая ребенка, логопед осуществит стандартные тесты для поиска ориентиров в развитии речи и языка.

Логопед оценит:

  1. понимает ли ребенок речь (рецептивный язык),
  2. что ваш ребенок может сказать (выразительный язык),
  3. пытается ли ребенок коммуницировать другими методами, например, указывая пальцем, качая головой, жестикулируя и т. д.,
  4. развитие звука и разборчивости речи. орально-моторного статуса ребенка (координацию между ртом, языком, небом и т. д., для общения, а также жевания и глотания).

Если специалист полагает, что ребенок нуждается в логопедической помощи, участие взрослых будет очень необходимо. Вы можете наблюдать за сеансами терапии и научиться участвовать в процессе.

Логопед даст специальные инструкции родителям, чтобы улучшить речевые и языковые навыки ребенка. Оценка речевого аппарата логопедом может показать, что ваши ожидания слишком завышены. Учебные пособия, которые показывают этапы, и вехи в развитии могут помочь вам получить объективный взгляд на уровень ребенка в целом.

//—> //—>

Симптомы

Существуют две клинические формы заикания: невротическая и неврозоподобная. У каждой из этих форм есть свой механизм образования недуга и свои симптомы проявления.

Так, например, существуют дети, склонные к развитию невротической формы заикания.

В этом случае родители замечают, что их дети становятся робкими, тревожными, обидчивыми, раздражительными, плаксивыми. У таких малышей резко меняется настроение, чаще в сторону понижения (без видимых на то причин). Нарушается сон, дети плохо засыпают, боятся спать с выключенным светом.

Психическое, физическое и умственное развитие детей не нарушается, соответствует возрасту. Однако становление речи происходит несколько ранее, чем у остальных детей. К 10 месяцам жизни появляются первые слова, к 16-18 месяцам произносятся первые фразы. Через 2-3 месяца после становления фразовой речи появляются первые сложные предложения и речевые конструкции.

В случае развития заикания, которое, как правило, возникает в возрасте от 2 до 6 лет, ребенок может разговаривать без запинок (светлый промежуток), затем появляются периоды заикания. Это возникает вследствие какой-либо психической травмы, которая может спровоцировать мутизм (ребенок перестает отвечать на вопросы, разговаривать), после которого появляются заминки в речи.

Еще одна причина, которая способствует развитию невротической формы заикания, это раннее введение второго языка общения. Некоторые дети в силу индивидуальных особенностей не всегда успевают к должному возрасту овладеть родным языком, тогда раннее введение второго языка будет являться стрессом для ребенка.

Данная форма заикания хорошо поддается лечению, если родители своевременно обращают внимание на симптомы и обращаются за помощью к врачу. Но возможен переход заболевания в хроническую форму. В этом случае дети, понимая свой недуг, начинают замыкаться в себе, неохотно вступают в разговоры, поскольку не желают произвести неблагоприятное впечатление на окружающих. Развивается логофобия- навязчивый страх перед речью, связанный с заиканием.

У взрослых также имеется логофобия. Такие люди чувствуют себя социально неполноценными, выбирают профессии с минимальным общением, склоны к одиночеству, так как имеющийся недуг вызывает страх перед общением с другими людьми.

Для детей, склонных к неврозоподобной форме заикания, характерно отставание от сверстников в физическом развитии. У таких детей появляется нарушение координации движений, возникает задержка развития речи (позже начинают говорить, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь, построение сложных предложений дается с трудом).

Такие дети легко раздражимы, плаксивы, плохо переносят духоту и жару, у них нарушается сон.

Заикание неврозоподобной формы проявляется в возрасте 3-4 лет. Изначально дети разговаривают с запинками, которые постепенно нарастают (становятся чаще и длиннее), а «светлый промежуток» (когда ребенок разговаривает без запинок) укорачивается. Затем в речи ребенка появляются лишние слова и фразы, которые не несут смысловую нагрузку. Изменяется темп речи: он становится либо ускоренным, либо замедленным . Помимо этого, могут возникнуть судороги мимической мускулатуры лица или рук.

Так как неврозоподобная форма заикания связана с органическим поражением головного мозга, к имеющимся симптомам присоединяются такие симптомы, как снижение памяти и работоспособности, повышенная утомляемость, гиперактивность, головные боли.

У взрослых хроническая форма неврозоподобного заикания сопровождается судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь такого человека часто сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища из стороны в сторону. Общение с другими людьми утомительно воздействует на человека, из-за этого он не в состоянии долго поддерживать беседу, часто отвечает односложно.

Кроме этого, часто наблюдается снижение памяти, внимания, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Помощь ребенку с заиканием в домашних условиях

Дети с логоневрозом относятся к группе риска, у них ослаблена нервная система, ребенку нужно обеспечить спокойную атмосферу в доме, режим. Ребенка постоянно наблюдает логопед и психоневролог. Общая система исправления заикания у детей предлагает тесную взаимосвязь двух линий коррекционного воздействия, направленного на развитие связной речи, а также на внеречевые процессы.

При лечении маленьких детей с заиканием следует обращать особое внимание на:

  • укрепление общего состояния его здоровья;
  • развитие мелкой моторики;
  • изменение всей психики ребенка.

Обратите внимание! Родители могут заниматься с ним дома, получив надлежащие рекомендации специалиста, но обязательно под его контролем – не реже 1 раза в неделю.

Логоритмические упражнения

Варианты занятий:

  1. Отстукивать ритм чистоговорки, стихотворения, потешки.
  2. Дать возможность малышу побыть барабанщиком, он должен повторять услышанную мелодию или отстукивать заданный взрослым ритм.
  3. Игра «Дождик»: ребенок пересыпает горох, фасоль, макароны из одной тарелки в другую, каждый раз поднимая тарелку выше другой. То же самое можно проделывать, если брать содержимое тарелки в руки и сыпать их вниз.
  4. Повтор движений под музыкальное сопровождение (Екатерина Железнова «Дождь», «о саду ли в огороде» и др.).

Дыхательная гимнастика и упражнения помогают при заикании

Помощь ребенку с заиканием в домашних условиях

Дыхательная гимнастика

Упражнения следует выполнять дважды в день. Длительность занятия составляет 20-30 минут.

Читайте также:  Гимнастика после инсульта, ЛФК, комплекс упражнений

Комплекс дыхательных упражнений:

  • «Ладошки». Поднять руки на уровень плеч и согнуть их в локтях. Ладони расправить параллельно полу. Сделать резко 4 вдоха при этом сжимать ладони. Выдох продолжительный через рот, ладони разжать. Перерыв между подходами 4-5 секунд.
  • «Погончики». Поставить руки на пояс, зажать кисти в кулак. При вдохе поднимаются и напрягаются плечи. При выдохе руку опускаются, а кулаки поднимаются на плечи и изображают погоны.
  • «Насос». Поставить ноги на уровне плеч. Во время громкого вдоха наклониться вперед, вытянуть руки к полу, спину округлить. Выдыхать медленно и спокойно.
  • «Обнять плечи». Согнуть руки в локтях, локти опущены. Сделать вдох (шумно), при этом обнять свои плечи, голову отвести назад. Выдохнуть свободно.
  • «Кошка». Единственное упражнение, которое выполняется на четвереньках (остальные – стоя). Быстро вдохнуть и округлить спину, опустить голову. Выдохнуть медленно с выпрямленной спиной.
  • «Маятник». Поставить ноги на уровне плеч. Громко и быстро вдохнуть, сделать наклон вперед, руками тянуться к полу. При резком выдохе вернуться в исходную позицию.

Комплекс артикуляционной гимнастики детям 2-3 лет

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика, которую используют логопеды для коррекционной работы с ребенком с логоневрозом, разработана оперной певицей А.Н. Стрельниковой.

Гомеопатические препараты

Данные средства применяют как альтернативу традиционной медицине:

  • Бовиста;
  • Вератум альбум;
  • Народные средства (настои трав и отвары: белый ясенец, душистая рута, зверобой, сухой вереск, ромашка, мелиса, шиповник, лимон, калина).

«АиФ» рекомендует

Если ваш ребенок только начал заикаться, постарайтесь:

Конечно, не надо это делать насильственно. Просто постарайтесь лишний раз не побуждать его к разговору. Ребенок спросил – ответьте, но не продолжайте диалог.

Говорить медленно. Всем членам семьи ребенка с заиканием надо говорить медленно, чтобы и ребенок говорил не торопясь. В то же время его не надо поправлять, одергивать, просить повторить слово еще раз.

Не говорить при ребенке о его заикании. Лучше делайте вид, что ничего страшного не происходит. Важно, чтобы у ребенка не формировался комплекс вины или неполноценности из-за его речи.

Лечение заикания

успокоительныеноотропыэлектроэнцефалограммыкарбамазепинаЛекарства, применяемые для лечения заикания

Название

Как применять?

Пантогам

По 250 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день, утром и в обед. Для маленьких детей доза должна рассчитываться исходя из массы тела. Так, на килограмм веса необходимо 30 миллиграмм препарата.

Вальпроевая кислота

По 20 – 40 миллиграмм на килограмм веса. Так, в среднем на ребенка приходится по 150 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день.

Фенибут

По 250 миллиграмм в день, утром и вечером.

Карбамазепин

По 50 – 150 миллиграмм (в зависимости от возраста) в сутки.

витаминовглюкозымочегонных средств

Лечение заикания

Лечение заикания всегда носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования. Если доктора решат, что у ребенка невротический тип заикания (логоневроз), то главным специалистом, с которым вам предстоит контактировать, станет детский психолог. Его основными задачами будут обучение способам релаксации, снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение эмоциональной устойчивости ребенка к стрессам, обучение родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его свойств нервной системы, выбор оптимальных воспитательных мер и пр. Также, скорее всего, необходим будет прием фармакотерапии в виде успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов, правильно подобрать которые сможет невролог. Безусловно, потребуется и работа с логопедом. При неврозоподобном заикании в большей степени предстоит сотрудничать с логопедом-дефектологом, т.к. этот вид заикания требует в большей степени логопедической помощи, которая должна быть регулярной и продолжительной (не менее года). Основная цель работы логопеда – научить ребенка правильно говорить. Также предстоит динамическое наблюдение невролога, который, скорее всего, назначит длительное комплексное медикаментозное лечение, игнорирование которого не увенчает логопедическую работу успехом. Психотерапевтическая помощь в данном случае не играет ведущую роль.

Лечение заикания
Лечение заикания

Лечение заикания
Лечение заикания

Лечение заикания
Лечение заикания

Заикание у детей

Опубликовано:

Заикание, обозначаемое в медицинской терминологии как логоневроз, является таким нарушением плавности, темпа и ритма голоса, дыхания и речи, при котором им сопутствуют судороги мышц, поражающие в речевой аппарат, а это язык, губы или гортань. Заикание у детей может появиться внезапным образом, более того, проявление у ребенка этого нарушения со временем начинает усиливаться. Как понятно, в любом случае необходимо принимать меры, и сегодня мы остановимся именно на них.

Речь заикающегося ребенка состоит из повторения отдельных звуков и слогов, также наблюдаются вынужденные остановки. Судороги, которыми сопровождается заикание, могут быть тоническими и клоническими. При тонических судорогах отмечается напряжение и невозможность на протяжении длительного периода времени преодолеть возникающий в речи сбой.

В свою очередь при клонических судорогах ребенок повторяет отдельные звуки или слоги (как правило, те из них, которые находятся в самом начале слова). Возможен и смешанный вариант – тоно-клоническое заикание.

Бывает так, что нарушения речи, обуславливаемые заиканием, долго не проявляются у ребенка, однако дают о себе знать при возникновении определенных стрессовых ситуаций, выступающих в этом случае в качестве пускового механизма.

О причинах

Причины заикания можно разделить на три основных группы: физиологические, социальные и психологические.

Физиологические причины заикания могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью, родовой травмой, заболеваниями нервной системы и т.д.

Читайте также:  Ишемический инсульт головного мозга: симптомы, прогноз, лечение

Нередко бывает и так, что заикание появляется при заболеваниях, поражающих непосредственно речевые органы (нос, гортань или глотку).

Развиться заикание может и в результате нервного истощения на фоне предшествующего перенесения таких, например, заболеваний, как рахит, корь, тиф или коклюш.

Если актуальны социальные причины заикания, то в таком случае может иметь место, например, проблема недостаточной реализации мер со стороны родителей ребенка, направленных на формирование его речи. В итоге может быть нарушено произношение звуков, слова могут произноситься на выдохе или может развиться скороговорение.

Нередко бывает и так, что заикание развивается у ребенка при условии одновременного изучения им нескольких языков либо на фоне перегрузки, касающейся работы с речевым материалом, в особенности, если такая перегрузка в целом не соответствует возрасту ребенка. В качестве причины речевых нарушений также можно обозначить излишнюю строгость родителей в отношении ребенка.

В конце концов, допускается и такой вариант, как намеренное копирование речи действительно заикающегося человека. Группа вариантов, которые попадают под социальные причины, может спровоцировать развитие нарушений даже у детей с изначально нормальным состоянием нервной системы.

И, наконец, психологические причины заикания. Такие причины обуславливаются эмоциональным состоянием ребенка. Здесь не идет речь о каких-то проблемах с нервной системой, спровоцировать заикание может сильное и внезапное психоэмоциональное потрясение.

Зачастую в качестве предшествующих заиканию факторов выделяют определенные невротические реакции, проявляющиеся на фоне каких-либо детских страхов. К таким страхам можно отнести боязнь темноты, громких звуков, потери родителей, наказания и т.д. Нередкой причиной появления заикания у маленьких детей (от 3 лет и более) становится неадекватное поведение в их адрес животных.

В основном приступы заикания у детей проявляются чаще в период перенесения тех или иных заболеваний, в результате переутомления, при определенных неприятностях (дома, в школе и пр.).

Наблюдается даже некоторая зависимость от погодных условий, рациона питания и сезона.

Что примечательно, если в ежедневном рационе питания ребенка содержится слишком много белковой пищи, то проявление заикания усиливается и в этом случае.

Нарушения речи (и заикание в частности) также зачастую развиваются в переходном возрасте и в период активного роста зубов. Относительно часто отмечаются случаи появления заикания на фоне инфекционных заболеваний.

Заболевания в хронической форме течения причиной появления у ребенка нарушений речи не являются, хотя их наличие и может выступать в качестве фактора, усиливающего уже имеющиеся у него нарушения.

К примеру, если из-за  имеющихся аденоидных разрастаний ребенку становится труднее дышать носом, то из-за этого у него вполне могут появиться проблемы с речью.

Как лечить заикание?

Естественно, что заикание нужно пытаться устранить. И хотя посещение логопеда для этого является мерой правильной, она, между тем, является лишь одним из вариантов лечения.

Дополнительно нужно посещать педиатра и психолога.

Методики лечения заикания или как справиться с патологическим процессом

Есть несколько способов качественного лечения заикания. Задача — синхронизировать речевые центры и артикуляционный аппарат. Способы подразделяются в зависимости от возраста пациентов.

Дошкольники

Методик, которые помогают избавиться от заикания, несколько. Наиболее эффективны следующие:

  • Методика Выгодской. Рассчитана на несколько месяцев плотной работы. В непринужденной обстановке врач создает игровые ситуации. За счет этого, ребенок нарабатывает специальные речевые навыки, не беспокоится. Двигаться может в собственном темпе. Отсутствует какое-либо давление, что благотворно сказывается на результате. Лечение логоневроза включает в себя 36 сеансов в среднем.
  • Способ Смирнова. Комплекс подходит для детей дошкольного возраста. Основан на коррекции речевых навыков и личностных качеств. Рассчитан на полный год коррекции. Занятия проходят каждый день по 15-30 минут.
  • Методика Силивестрова. Курс рассчитан на 4 месяца. Занятия построены по принципу от простого сложному. Терапия проходит в три этапа. Каждый труднее предыдущего. На финальной стадии результат закрепляют.

Коррекционная работа при заикании начинается, примерно с 2-х-3-х лет жизни. Раньше смысла не имеет, поскольку возможны преходящие формы патологического процесса.

Подростки и взрослые пациенты

Методики лечения заикания или как справиться с патологическим процессом

Можно ли вылечить заикание у взрослого человека и подростка? Да, вполне. Но методики применяются совсем другие.

  • Стационарное лечение по Шкловскому. Это целый комплекс терапевтических мероприятий. Интенсивный курс рассчитан на несколько месяцев. Плюс-минус. Человек находится под наблюдением невролога, психотерапевта и логопеда-дефектолога. Получает качественную коррекцию, после чего избавляется от заикания.
  • По Арутюняну. Примерно 30 дней человек находится в стационаре. Затем проходит еще 30 сеансов терапии амбулаторно с перерывом в неделю между каждыми 5-7-ю занятиями. Результат стойкий. Удается его закрепить за счет более продолжительного и не столь интенсивного воздействия.

Есть и другие способы. Названные распространены особенно широко в России, в Украине и странах бывшего Союза. Они относительно простые и недорогие. Основной минус при лечении пациентов старшего возраста — это риск повторения патологического процесса. Логопедические мероприятия при рецидиве заикания будут примерно такими же: речевая практика, мотивация, психотерапия, дыхательная гимнастика.

Постепенно в логопедическую практику внедряют и инновационные методы лечения. Например:

  • Гипноз. Психотерапевтическое внушение установки на полное спокойствие и контроль над речью. Помогает, если человек достаточно внушаем, а терапевт обладает достаточным опытом.
  • Речевое «протезирование». Методика основана на синтезе голоса пациента. Сначала человек произносит фразу. Затем она обрабатывается. Правильная версия направляется пациенту. Человек слушает ее и усваивает, как надо. Это стимулирует речевые центры и благотворно сказывается на состоянии больного заиканием.

Избавиться от заикания самостоятельно довольно трудно. К тому же, можно привить дополнительные негативные привычки. Рекомендуется сначала обратиться к врачу. Упражнения от заикания, которые пропишет врач, можно выполнять дома. Не стоит заниматься самодеятельностью. Станет только хуже.

Печень хелп - скорая помощь вашей печени