Апраксия — когда мозг блокирует намерения

Ознаменованный открытием моторной коры головного мозга XIX век принес в неврологию новый термин – апраксия. Так идентифицировали заболевание, при котором затруднено выполнение комплексных целенаправленных действий, при этом причины отклонений не кроются ни в мышечной слабости, ни в болезнях опорно-двигательной системы.

Медикаментозное лечение апраксии

Болезнь привязывает больных к другим людям. Они уже не способны выполнять повседневные действия, а те, что в силах способны навредить им. Иногда инсульт немного стабилизирует состояние больного, а в редких случаях даже улучшает.

Медицина не способна предложить действенное медикаментозное лечение. По отношению к апраксии даже заболевании деменции являются неэффективными. Смягчить симптомы болезни может сам больной и его желание улучшить своё состояние. В этом ему может помочь физио- и трудотерапия.

Наши статьи по теме:

  1. Возможно ли перевоспитать мужа?
  2. Болезнь БАС и что это такое
  3. Что такое дерматомиозит?
  4. Как избавиться от ипохондрии?
  5. Как избавиться от запора?

Основные симптомы ↑

Часто проявления апраксии списываются на другие заболевания, поэтому она выявляется случайно во время неврологического обследования. Однако существуют симптомы, позволяющие заподозрить у человека поражения головного мозга:

  • скованность походки, передвижение мелкими шагами;
  • сложности с выполнением бытовых действий: застилания постели, одевания, расчесывания;
  • затрудненное открывание век;
  • невнятная речь.

Как можно видеть, многие симптомы расплывчаты. Только комплексная диагностика может выявить заболевание или рассматривать его в связке с другими по принципу «причина – следствие».

Диагностика и лечение

Для правильной диагностики недуга больной должен обращаться к врачу-неврологу или к своему терапевту, который направит его к неврологу. После сбора анамнеза и консультации с психологом, больного заставляют проходить компьютерную томографию головного мозга, магнитно-резонансную томографию головы. Врачи обращают внимание на то, как двигается пациент, уверенная ли у него походка, хорошо ли закрываются и открываются его глаза.

На сегодняшний день, к сожалению, общепризнанной и эффективной методики избавления от апраксии не существует. В первую очередь врачи стремятся избавиться от фактора, который спровоцировал развитие недуга (при опухолях прибегают к химиотерапии или операции, при нарушении кровообращения в головном мозге назначают специальные препараты и т. д.). Затем врач вместе с пациентом разрабатывают индивидуальную методику лечения. С больным работают психологи, логопеды, специалисты, призванные обучить его двигательным навыкам. Пациенты заново учатся проделывать элементарные операции, которые знакомы им с раннего детства: открывать дверь, продевать нитку в игольное ушко, наливать воду в стакан, смешивать в чашке муку и сахар, разбивать яйца в миску и т. д.

Чтобы избежать возникновения апраксии, врачи советуют вести здоровый образ жизни, отказаться от курения и алкоголя, постоянно контролировать уровень своего кровяного давления и проходить регулярные медицинские осмотры.

Лечение апраксии

Методы лечения апраксии и прогноз лечения зависит от множества различных факторов. При этом берется во внимание и возраст пациента, а также характер и степень поражения. Вообще на сегодня не существует специфического лечения, однако физиотерапия и трудотерапия могут существенно способствовать функциональному восстановлению. Еще следует брать во внимание и то, что препараты, используемые для торможения прогрессирования деменции, в отношении апраксией не эффективны. После применения физиотерапии улучшаются основные функции организма, а жизнь больного становится безопаснее.

Стоит отметить, что апраксия выражена в нарушенной способности к движениям, а если дополнительно поражена моторика, то пациент уже не способен, даже налить себе чашку чая. Апраксия у детей выражена в том, что отсутствует возможность приобрести необходимые навыки. Поэтому лечение апраксии является необходимым длительным и трудным процессом, для которого потребуется терпение и настойчивость. При первых подозрениях на апраксию нужно обратиться к неврологу или психиатру. Какой именно специалист потребуется – будет зависеть от причин и от вида нарушений.

В большинстве случаев, больному апраксией назначают индивидуальные лечебные мероприятия, это трудовое обучение, физиотерапия и работа логопедом. Отдельно стоит отметить, что больным апраксией потребуется постоянная помощь и забота. Поэтому таким пациентам необходим социальный работник, психолог, сиделка, так как на определенный период времени человек становится просто инвалидом, а борьба за улучшение его здоровья очень длительная и трудная.

Дисперсия у детей

Дисперсия может варьироваться в зависимости от возраста. Имея это в виду, мы будем рассматривать каждый возраст индивидуально. Не каждый человек будет иметь все симптомы, описанные ниже:

Читайте также:  24 позвонка человека — анатомии и функции (таблица)

Очень раннее детство

Ребенок может занять больше времени, чем другие дети:

  • Сидеть.
  • Сканирование — Фонд Диспраксии говорит, что многие из них никогда не проходят стадию ползания.
  • Ходить.
  • Говорите — по данным Детской больницы в Уэстмиде, Австралия, ребенок может быть медленнее отвечать на вопросы, затруднять звуки или повторять последовательности звуков или слов; они также могут испытывать трудности с поддержанием нормальных интонационных моделей, имеют очень ограниченный автоматический словарь, говорят медленнее, чем другие дети, и используют меньше слов с большим количеством пауз.
  • Stand.
  • Станьте горшком обученным (выходите из подгузников).
  • Создайте словарь.

Ранее детство

Дисперсия у детей

В дальнейшем могут возникнуть следующие трудности:

  • Проблемы, выполняющие тонкие движения, такие как привязка шнурков, набор кнопок и молний, ​​использование столовых приборов и почерка.
  • Многим будет сложно одеваться.
  • Проблемы, связанные с движением игровых площадок, такими как прыжки, игра в хмеле, выбивание мяча, пение мяча, прыжки и пропуски.
  • Проблемы с перемещением в классе, такие как использование ножниц, раскраска, рисование, игра в головоломки.
  • Проблемы обработки мысли.
  • Трудности с концентрацией. Детям с диспраксией обычно трудно сосредоточиться на одной вещи надолго.
  • Ребенок усерднее, чем другие дети, присоединиться к игровым площадкам.
  • Ребенок будет беспокоиться больше, чем другие дети.
  • Некоторым трудно подняться и спуститься по лестнице.
  • Более высокая тенденция биться по вещам, падать и бросать вещи.
  • Трудность в изучении новых навыков — в то время как другие дети могут делать это автоматически, ребенок с диспраксией занимает больше времени. Поощрение и практика чрезвычайно помогают.
  • Написание историй может быть намного сложнее для ребенка с диспраксией, а также может копировать с доски.

В дошкольном возрасте также распространены следующие:

  • Находит это трудно поддерживать друзей.
  • Поведение, когда в компании других может показаться необычным.
  • Hesitates в большинстве действий, кажется медленным.
  • Не держит карандаш с хорошим сцеплением.
  • Такие понятия, как in, out, to the front, трудно обрабатывать автоматически.

Позднее в детстве

  • Многие из перечисленных выше проблем не улучшают или только немного улучшают.
  • Пытается избежать занятий спортом.
  • Хорошо учится на индивидуальной основе, но нигде рядом с классом с другими детьми.
  • Реагирует на все раздражители одинаково (не отфильтровывая нерелевантные стимулы автоматически)
  • Математика и письмо сложны.
  • Тратит много времени на то, чтобы писать.
  • Не следует инструкциям.
  • Не запоминает инструкции.
  • Плохо организовано.

Лечение апраксии

Лечение апраксии заключается в устранении основного заболевания, ставшего причиной данного нейропсихологического нарушения. Специального вида лечения апраксии не существует.

Для устранения основного заболевания больному может проводиться лечение, заключающееся в контроле над артериальным давлением. Возможно назначение препаратов, улучшающих мозговое кровообращение. При опухолевых процессах в мозге производят удаление опухоли. Также назначаются препараты, улучшающие состояние нейропсихологических функций больного.

Лечение апраксии

Терапия проводится в отношении причинного заболевания. По показаниям применяют фармакотерапию, нейрохирургическое лечение, восстановительные методики.

Медикаментозная терапия включает:

  • Улучшение церебральной гемодинамики. Сосудистая терапия при острых и хронических ишемических поражениях производится с применением сосудорасширяющих (винпоцетин), тромболитических (гепарин), улучшающих микроциркуляцию (пентоксифиллин) средств. При геморрагическом инсульте производится введение препаратов аминокапроновой кислоты, ангиопротекторов.
  • Нейропротекторную терапию. Направлена на повышение устойчивости нейронов к гипоксии, дисметаболическим сдвигам при острых нарушениях мозгового кровообращения, травмах, воспалительных процессах.
  • Ноотропную терапию. Ноотропы (пирацетам, гамма-аминомасляная кислота, гинкго билоба) повышают активность нейронов, улучшают межнейрональное взаимодействие, способствует восстановлению когнитивных функций.
  • Этиотропное лечение нейроинфекций. Соответственно этиологии проводится антибиотикотерапия, противовирусное, антимикотическое лечение.

Нейрохирургические вмешательства выполняются по показаниям с целью восстановления интракраниального кровоснабжения, удаления внутричерепной гематомы, абсцесса, опухоли. Операции осуществляются нейрохирургами экстренно или в плановом порядке. Реабилитационная терапия базируется на специальных занятиях с врачом-реабилитологом, позволяющих улучшить когнитивные способности, частично компенсировать расстройство праксиса, адаптировать больного к возникшему неврологическому дефициту.

Классификация Липмана

Единой классификации двигательных расстройств не существует. Одну из наиболее известных классификаций предложил немецкий психолог Липман еще в начале прошлого века.

Он выделил три группы апраксии:

Классификация Липмана
  1. Идеаторная. Больной теряется в последовательности выполнения движений, поэтому он не может самостоятельно совершать сложные манипуляции. С простыми движениями легче, он может даже повторить элементы сложных двигательных актов, но проблема возникает на этапе их соединения.
  2. Моторная. Человек ясно понимает задачу, но ему тяжело ее выполнить. Проблема в двигательных центрах, которые не способны воспринять идею человека. Он осознает то, что ему нужно сделать, но не может это воспроизвести, легко и быстро повторяет движения исключительно в произвольном порядке.
  3. Идеокинетическая. Проблема возникает на уровне воли, пациент не способен «заставить» тело выполнять любые движения. Возникает полная инертность движений, все попытки совершить манипуляцию выглядят неловко и размыто. Больной теряет способность даже к элементарным бытовым задачам, часто у таких людей возникают проблемы с речью или способностью писать.

Печень хелп - скорая помощь вашей печени