ЗПРР с аутичными чертами — это проблема, которая с каждым годом становится в мире все актуальнее.
Отличие аутизма от ЗПРР
Именно нарушение коммуникации, нежелание вступать в контакт с кем-либо считается первым признаком аутизма и его главным отличием от ЗПРР.
При легких формах аутизма, когда ребенок еще пытается взаимодействовать с другими, его речь размытая и нечеткая, с запинками, с неправильно построенными фразами. И в то же время, если он ни к кому не обращается, то говорит намного четче и правильней.
Такого ребенка отличают высокая чувствительность к тону разговора, взгляду, к непривычности окружающей обстановки. И как следствие, он будет зажат, тревожен и сверх меры стеснителен.
Почему развивается аутизм у детей
Развитие детского аутизма вызвано разными факторами. Некоторые обыватели до сих пор верят в известные мифы, несмотря на научные опровержения. В 70-х годах минувшего столетия пользовалась популярностью теория о «бездушных и холодных матерях», сдержанное отношение которых и является причиной развития заболевания. В этой теории есть лишь один близкий к истине момент: родители малышей, столкнувшиеся с симптомами детского аутизма, действительно реже прикасаются к нему, выстраивая общение по логичной и четкой схеме, без излишних эмоций. Но стоит понимать, что подобное поведение продиктовано самим ребенком: детскому аутизму свойственна гиперреакция при прикосновениях. Также они не могут отследить смысл речи, если он имеет подтекст вроде юмора, отсылок к иным ситуациями – родители вынуждены говорить четко, лаконично и по делу. Вывод: поведение родителей не имеет влияния, первично нарушение развития.
Еще один миф о развитии детского аутизма: вакцины от краснухи. Неоднократно было доказано, что между вакцинированием и детским аутизмом связи нет. Истинные причины развития нарушения аутического спектра неизвестны, хотя и существуют факторы, увеличивающие вероятность рождения ребенка с таким заболеванием.
Примеры:
- наличие родственников с аутизмом;
- поздний возраст родителей при зачатии (в особенности, отца);
- рождение в многодетной семье в числе последних детей (7-8 и дальше);
- заболевания матери в период беременности (туберозный склероз, краснуха, чрезмерная масса тела).
- ДЦП.
Некоторые отклонения провоцируют развитие аутичных черт. Пример: при нарушении речи, слуха, синдроме дефицита внимания признаки аутизма являются сопутствующими при основной патологии в связи с искажением восприятия у ребенка.
Диета как терапия аутизма
Можно было бы ждать, окончательных выводов ученых, но помощь нашим детям нужна здесь и сейчас. Почему бы не попробовать то, что нам доступно, не грозит осложнениями и дает шанс на успех.
Аутизм – одна из самых дискуссионных тем современного медицинского дискурса, причем как профессионального, так и журналистского. Дело в том, что нет абсолютно твердого знания о причинах аутизма – есть лишь в большей или меньшей степени обоснованные гипотезы. Есть относительное согласие медиков в том, что аутизм – расстройство многофакторное и в разных индивидуальных случаях причины его могут не совпадать.
Атипичный аутизм – признаки и симптомы
Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.
Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.
Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития. Признаки атипичного аутизма у детей:
- Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
- Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
- Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
- Трудности в привитии навыков самообслуживания.
- Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.
Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.
Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом. При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола. Она ходила как моряк, игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.
Статья в тему: Аутизм у девочек — как проявляется
Методы лечения аутизма
Первое, что беспокоит родители после постановки диагноза, это лечится ли аутизм у ребёнка. К сожалению, ответ на этот вопрос отрицательный. Окончательно вылечить аутизм невозможно. Однако существует эффективная терапия для детей с аутизмом, позволяющая развить их навыки социализации и приблизить их к норме.
Рассмотрим, как лечить аутизм у детей?
На данный момент существует три методики лечения:
- Поведенческое;
- Логопедическое;
- Медикаментозное.
Чаще всего их комбинируют, чтобы ускорить процесс социализации.
► Поведенческое лечение аутизма у детей включает в себя коррекцию тех отклонений, которые вызывают дискомфорт или тормозят развитие. Для этого у ребёнка в игровой форме формируют коммуникативные навыки, учат его контактировать с окружающими.
► Курс лечения подбирается в индивидуальном порядке, в зависимости от результатов диагностики и наблюдений врача за пациентом. Чтобы ускорить процесс лечения, врач стимулирует ребёнка с помощью игрушек, игр или лакомств.
► У большинства аутистов наблюдаются различные нарушения речевого развития. Поэтому лечение от аутизма обязательно включает в себя занятия с логопедом. Он не только учит правильно выговаривать звуки и слова, но и помогает научиться внятно и правильно выражать свои мысли. Параллельно с этим логопед формирует у ребёнка навыки самообслуживания, позволяющими ему стать самостоятельным в быту.
► Медикаментозная терапия назначается только в крайнем случае, когда раздражители вызывают у ребёнка яркую негативную реакцию: истерики, агрессию, панику. Любые лекарства можно давать только после консультации с врачом.
Нужно понимать, что «таблетки от аутизма» не существуют. Это психическое заболевание, которое лечится посредством психотерапии на протяжении длительного периода времени.
Максимум, чего могут достигнуть родители при правильном лечении – смягчения симптомов болезни и улучшения социализации ребёнка.
Каролина Кораблёва
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни. В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Когда родителям надо насторожиться?
От природы все дети разные, даже вполне здоровые отличаются своей общительностью, темпами развития, способностью воспринимать новую информацию. Но есть некоторые моменты, которые должны вас насторожить:
- Вы вполне озадачены поведением ребенка. Вас настораживают его резкие перемены в настроении, неадекватное поведение.
- Ребенок избегает контакта, например не любит, когда его берут на руки.
- Чрезмерная чувствительность или наоборот. Например, безразличие к боли или непереносимость резких звуков.
- Малыш плохо говорит или вообще предпочитает молчать.
- Ребенок аутист в детском саду или другом учреждении избегает общения со сверстниками.
- Когда ребенок изучает новые предметы, то предпочитает пробовать их на вкус или обнюхивать.
- Навязчивое поведение.
- Часто проявляется полная отрешенность от внешнего мира.
- Остановка в развитии, например, знает слова, но дальше не идет, в предложения их не складывает.
Если вы заметили у своего ребенка хотя бы некоторые признаки из перечисленных, то стоит показать его врачу. Психолог даст правильные рекомендации по общению и занятиям с малышом. Поможет определить, насколько сильно проявляются симптомы аутизма.
Сущность заболевания
Обычно родители, сталкиваясь с проблемой, не осознают, что такое аутизм у ребенка. Испытывая дефицит информации, они не понимают всей серьезности проблемы, а также с чем им придется столкнуться в будущем по мере взросления.
Отсутствует или слабо выражена реакция на внешние стимулы, недостаточно выражаются собственные эмоции и воспринимаются эмоций окружающих.
Дети-аутисты поначалу практически не отличаются от сверстников. В ходе прогрессирования болезни у одних ее признаки начинают проявляться более ярко, у других бывают практически незаметными для окружающих.
Случаи более мягко проявления признаков заболевания относят к расстройствам аутистического спектра. В последнее время даже возникала своеобразная культура аутичных людей, рассматривающая заболевание не как нарушение, а как особый, альтернативный когнитивный стиль. Однако для детей с тяжелой формой недуга возможность добиться самостоятельного функционирования по достижении совершеннолетия является маловероятной.