Дизартрия – что это такое? Формы заболевания и способы коррекции

Взрослые мечтают, чтобы их дети быстрее заговорили.

Дизартрия у детей

Дизартрия у детей является психо-физиологической патологией и характеризуется неспособностью ребёнка правильно произносить слова.

Нарушение нервной связи с ЦНС у младенцев может возникать по нескольким причинам:

  • из-за дефицита кислорода в крови во время внутриутробного периода развития плода или родового процесса;
  • при конфликте резус-факторов матери и ребёнка;
  • вследствие рождения малыша раньше намеченного срока;
  • травмирования плода в ходе родовспоможения;
  • желтухи младенца;
  • токсикоз у беременной женщины;
  • заболеваний головного мозга и гнойный отит.

В раннем детском возрасте дизартрия может возникнуть из-за тяжёлых инфекционных и вирусных патологий:

  • менингита и энцефалита;
  • гидроцефалии (воспаления оболочек головного мозга);
  • ДЦП.

Кроме того, причиной заболевания являются черепно-мозговые травмы и интоксикация организма, наступившая вследствие инфекционных болезней.

Родители и окружающие начинают замечать нарушение речи по следующим симптомам:

  • неравномерная скорость речи;
  • недостаточная сила голоса;
  • нечёткое, смазанное произношение с фонетическими дефектами;
  • затруднённое дыхание во время процесса говорения;
  • не эмоциональная устная речь из-за патологии мимических мышц;

У детей с младенчества до полутора лет дизартрию можно обнаружить по частому срыгиванию, трудности глотания пищи, отсутствия лепета, способности произносить первые слова после 2,5 лет. У ребёнка постарше не развита мелкая моторика.

Дети с дизартрией не могут грамотно читать, пересказывать тексты, грамотно излагать мысли.

Причины

Причинами дизартрии являются:

  • внутриутробные инфекции;
  • тяжелые токсикозы в период беременности у матери;
  • родовая травма;
  • перенесенные инфекции центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты);
  • ишемия головного мозга у новорожденных;
  • пороки развития нервной системы;
  • тяжелые наследственные заболевания.

Классификация

Логопеды определяют виды дизартрии по степени выраженности симптомов:

  • тяжелой степени (анартрия) — больные не разговаривают вообще и при этом наблюдается полная обездвиженность речевой мускулатуры.
  • средней степени тяжести, когда сохраняется подвижность некоторых мышечных групп и артикуляция отдельных звуков.
  • стёртая дизартрия (лёгкая степень). В этом случае наблюдается смазанность речи, дети говорят в нос, нечёткое звукопроизношение.

Неврологи классифицируют дизартрию по локализации очага поражения в головном мозге. При этом существуют 5 форм:

  • Корковая — нарушается развитие письма и чтения, затруднено развитие словарного запаса. Хорошо произносятся отдельные звуки, но возникают трудности в речевом потоке – замена одних звуков на другие. При ускорении темпа речи начинаются запинки, напоминающие заикание.
  • Псевдобульбарная форма — изменяются произвольные движения, к примеру, затруднено поднятие кончика языка кверху, а непроизвольные сохраняются – вытягивание губ трубочкой, причмокивание, высовывание языка, облизывание, громкий плач и смех. Дети не могут по просьбе открыть рот, произнести звук, в то же время зевание, чихание, плач, кашель сохраняются. Произношение звуков глухое, но в некоторых случаях глухие могут быть звонкими. Провисание нёба приводит к носовому оттенку речи. Страдает мелкая моторика рук – не получается самостоятельно завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Дети не умеют лепить и правило, ребёнок слышит свои дефекты и старается с ними бороться, что может приводить к ещё большему проявлению нарушений за счет повышения тонуса мышц из-за волнений.
  • Бульбарная — приводит к парезу или параличу мышц языка, нёба, нарушается жевание и глотание. Голос у таких детей слабый, произношение в нос. Речь невнятная, нечёткая, неразборчивая. При осмотре можно увидеть атрофию мышц языка и глотки, атонию, лицо амимично.
  • Подкорковая дизартрия проявляется нарушением интонации и темпа речи. Чаще становится заметно при волнении и эмоциях. Особенностями этой формы являются гиперкинезы как в речевой мускулатуре, так и в мышцах тела. Больной может правильно говорить слова и фразы с близкими и в состоянии эмоционального комфорта, а через мгновение – не произнести ни звука. Голос прерывается, могут быть спонтанные выкрики, гортанные звуки. Характерным является нарушение темпа, ритма, интонации. Проявления изменчивы в зависимости от состояния больного и это отражается на способности к общению и поддержанию разговора. Иногда сопутствующим может быть снижение слуха, что осложняет речевые дефекты.

Симптомы

При дизартрии страдает произношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушения могут проявляться в виде отсутствия звуков, замены их на другие, искажения и смешения их. Изменяется моторика мышц, ответственных за образование речи — нарушается их тонус, который проявляется как в повышенной спастичности мышц языка, лица, губ, шеи, так и гипотонией (снижением тонуса).

Дистония проявляется тем, что в покое тонус мышц снижен, при попытке разговора (речи, произнесения слов) – резко повышается. Могут быть ограничения подвижности мышц за счет изменений тонуса и гиперкинезов (непроизвольных движений), тремора (дрожи).

Нарушения речевого дыхания проявляются изменением тонуса дыхательных мышц, нарушениями движения, изменяется голос, мелодика, интонации. Может страдать сила голоса, который становится слабым, тихим, будто иссякают силы. Тембр глухой, тусклый, возникают трудности в смене тона.

Читайте также:  О чем свидетельствуют пульсирующие боли в голове

Дизартрия часто сопровождается симптомами, не связанными с речью – это могут быть нарушения жевания, глотания, сосания, изменения эмоционально-волевой сферы, отсутствие интереса к окружающему миру и получению новых знаний.

Симптомы дизартрии

Дизартрия собой представляет не только дефекты в речи — она проявляется и в неречевых нарушениях. В грудничковом периоде присутствуют такие симптомы:

  • ребенку сложно сосать;
  • малыш часто срыгивает;
  • происходит вялое сосание;
  • ребенок поперхивается во время кормления.

У ребенка развивается малопонятная и нечленораздельная речь. Болезнь сопровождается запоздалым развитием: ребенок не говорит, первое слово произносит в два-три года. Дизартрия определяется по одному или ряду симптомов:

  • Сильное напряжение лицевых мышц сменяется чрезмерной расслабленностью. Это называется дистония артикуляционных мышц.
  • Язык малоподвижен, рот полуоткрыт, мышцы лица вялые. Малыш разговаривает «в нос». Это явление называется гипотонией артикуляционных мышц.
  • Мышцы лица (тем более шеи, губ, языка) все время напряжены. Губы сомкнуты. Это состояние называется спазмом артикуляционной мускулатуры.
  • Нарушения дыхания при разговоре. Процесс речи сопровождается прерывистостью, учащением дыхания, укорочением вдохов. Голос у малыша слабый, монотонный и тихий, зачастую звуки проговариваются в нос.
  • Произношение речи стерто. В зависимости от тяжести нарушения нервной системы возможны разные степени дефектов произношения звуков. Так называемая стертая дизартрия проявляется в искажении или нечетком произношении определенных звуков, речь получается смазанной. Пропуск или замена звуков говорят о более тяжелой стадии болезни, при этом речь может быть непонятной, медленной и невыразительной. Твердые звуки становятся мягче, шипящие малыш проговаривает присвистывая, сквозь зубы. Зачастую происходит боковое произношение. В тяжелых ситуациях с наступлением полного паралича может наблюдаться немота.

Отличительной особенностью дизартрии является стойкость дефектов, их довольно тяжело преодолеть. Вторичным симптомом заболевания является нарушение слуховой дифференциации речи. Сложность произношения может приводить к недостаточному общению, что за собой влечет несформированность грамматического построения речи и скудость словарного запаса.

Диагностика дизартрии

Обследование детей с дизартрией включает в себя:

  • осмотр невролога;
  • консультацию логопеда;
  • ЭЭГ (электроэнцефалографию) и другие электрофизиологические методы;
  • транскраниальная магнитная стимуляция;
  • МРТ головного мозга.

Осмотр у логопеда состоит из нескольких этапов:

  • оценка имеющихся речевых нарушений;
  • определение расстройств, не связанных с артикуляцией;
  • оценка работы мимических и лицевых мышц;
  • исследование речи (произношение, ритм, темп и разборчивость);
  • оценка письменной речи (у детей старше 5 лет).

Логопедический массаж

В логопедической практике используют несколько видов массажа:

  • Массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий);
  • Точечный;
  • Зондовый;
  • Аппаратный;
  • Самомассаж.

В задачи входит: нормализация тонуса мышц, ликвидация асимметрии лица; сокращение периода постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Логопедический массаж, в полном объёме, должен делать логопед, прошедший специальные курсы. Некоторые элементы которого, а также самомассаж, родители, вместе с ребёнком, могут делать дома самостоятельно.

Массаж очень эффективный метод при многих артикуляционных расстройствах. Таких как: дизартрия, некоторые формы дислалии, ринолалии. Он оказывает благоприятное воздействие на мышечный тонус, координацию тонких артикуляционных движений.

Перед проведением массажа, важно определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть повышенным (гипертонус) или пониженным (гипотонус).

Как определить, какой тонус мышц артикуляционного аппарата у вашего ребёнка

Для точного определения лучше, конечно, обратиться к специалисту: логопеду или неврологу.

Если возможности проконсультироваться со специалистами нет, тогда можно попробовать самостоятельно это сделать. Вот некоторые рекомендации к проведению обследования:

Логопедический массаж
  • Ребёнок должен находиться в положении лёжа, так мышцы наиболее расслаблены. Под шею положить небольшую подушечку, валик.
  • Здоровые мышцы мягкие, упругие, эластичные. Когда вы дотрагиваетесь до них, ребёнок не чувствует дискомфорт.
  • Мышцы напряжённые, плотные, пассивные движения даются с трудом. Все эти признаки говорят о повышенном мышечном тонусе (гипертонусе).
  • Мышцы вялые, дряблые, иногда наблюдается повышенное слюнотечение. Эти признаки указывают на пониженный тонус (гипотонус).
  • Поражение мышц может наблюдаться, только с одной стороны. Язык, челюсть, губы отклоняются в одну сторону. Массаж, в данном случае, начинать нужно с той стороны, где мышцы в нормальном тонусе.

Если вы определили, что у вашего ребёнка мышечный тонус понижен, тогда вам необходим тонизирующий (стимулирующий) массаж.

Если тонус повышен, тогда нужен расслабляющий (тормозящий) массаж.

Противопоказания к логопедическому массажу

  • Массаж нельзя проводить после еды;
  • Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы;
  • Инфекционные: ангина, острые лихорадочные состояния, детские инфекции;
  • Стоматологические: стоматиты, любые операционные вмешательства, удаление или выпадения зубов.

Лучше, если вы запишете ребёнка к логопеду, который прошёл курсы логопедического массажа. Специалист определит мышечный тонус, проведёт курс массажа, работу по развитию речевого дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха. Поработает над звуковой стороной речи. Такая работа всегда бывает многозадачной и логопед точно знает, как её организовать правильно.

Если возможности обратиться к специалисту у вас нет, тогда вы можете попытаться организовать логопедические занятия, включающие элементы логопедического массажа, дома.

В комплексной системе коррекционных мероприятий массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Читайте также:  Болезнь Паркинсона – причины, симптомы и лечение

Скачать полный комплекс логопедического массажа вы можете во вкладке «Материалы для скачивания».

Анартрия

  • Отсутствие способности произносить слова, буквы, а иногда даже звуки.
  • Выраженная нечленораздельность речи: слова при этом произносятся с большим трудом, запинанием, словно в нос (гнусаво).

    Больной критически оценивает свой речевой дефект и предпочитает молчать или общаться с помощью жестов и письма.

  • Поперхивание при приеме пищи (не относится к термину “ анартрия” напрямую, но часто встречается при ней).

Причиной развития анартрии может быть любое заболевание или процесс, нарушающие строение или раздражающий задние отделы лобной доли, подкорковые ганглии (находятся в глубине мозга) и мозжечок, ствол головного мозга, а также проводящие пути, соединяющие указанные области с другими отделами головного мозга.

  • Опухоли головного мозга, в том числе мозжечка.
  • Острое (инсульт) или хроническое нарушение мозгового кровообращения.
  • Кровоизлияние в головной мозг.
  • Травмы головного мозга.
  • Абсцесс (гнойник) головного мозга или мозжечка.
  • Демиелинизирующие заболевания, сопровождающиеся распадом миелина (белка, обеспечивающего быстрое проведение нервных импульсов по волокнам), например, рассеянный склероз,  рассеянный энцефаломиелит.
  • Отравления: солями тяжелых металлов, промышленными ядами.
  • Ботулизм.
  • Боковой амиотрофический склероз.
  • Сирингобульбия: заболевание, характеризующееся образованием в стволе головного мозга (часть головного мозга, в которой сосредоточены жизненно важные образования) патологических полостей, нарушающих проведение нервных импульсов.
  • Синдром Фацио-Лонде — постепенно прогрессирующее наследственное заболевание, проявляющееся в юношеском возрасте дизартрией (в дальнейшем доходящей до анартрии) и нарушением глотания.

LookMedBook напоминает: что данный материал размещен исключительно в ознакомительных целях и не заменяет консультацию врача!

  1. Врач невролог поможет при лечении заболевания

    Записаться к врачу неврологу

  • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
    • как давно появились жалобы на замедление речи, затруднения при произношении слов, истончение мышц языка, полная неспособность произносить слова или буквы;
    • были ли подобные жалобы у кого-то из родственников пациента.

  • Неврологический осмотр — осмотр глотки, проверка глоточного и нижнечелюстного рефлексов: наличие атрофий (истончения) мышц языка, асимметрии лица, слабости мимических мышц. Также необходимо проверить наличие рефлексов рук и ног (для исключения возможной сопутствующей неврологической патологии).
  • Осмотр отоларингологом: осмотр полости носа, глотки, гортани для выявления патологических процессов, способных нарушать произношение слов (опухоли, травмы).
  • Осмотр логопедом: оценка речи, наличия нарушений темпа, тембра речи, затруднений при произношении каких-либо звуков, букв.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы: позволяет послойно изучить строение головного мозга и выявить причину анартрии (очаги нарушения кровообращения, опухоли, гнойники, очаги распада основного белка нервной ткани – миелина). 
  • Лечение основного заболевания, вызывающего анартрию:
    • хирургическое удаление опухоли;
    • удаление кровоизлияния, если оно расположено достаточно поверхностно для хирургического вмешательства;
    • хирургическое удаление гнойника из полости черепа, антибактериальная терапия для скорейшего подавления инфекции;
    • нормализация артериального (кровяного) давления и прием препаратов, улучшающих мозговой кровоток и обмен веществ (ангиопротекторы, ноотропы) при нарушениях мозгового кровообращения.
  • Занятия с логопедом: исправление имеющегося дефекта с помощью специальных упражнений (лечебная физкультура для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции (языка, щек, губ)).
  • Физиотерапия: воздействие токами ультравысокой частоты (УВЧ), магнитотерапия, иглорефлексотерапия.
  • Нарушение социальной и трудовой адаптации из-за речевого дефекта.
  • Профилактическое наблюдение у врача общей практики.
  • Своевременное обращение к врачу при возникновении проблем со здоровьем.
  • Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).
  • Ведение здорового образа жизни:
    • регулярные прогулки на свежем воздухе (не менее 2-х часов);
    • занятия физической культурой;
    • соблюдение режима дня и ночи (ночной сон не менее 8 часов).
  • Сбалансированное и рациональное питание (употребление в пищу продуктов с высоким содержанием клетчатки (овощи, фрукты, зелень), отказ от консервированной, жареной, острой, горячей пищи).
  • Контроль артериального (кровяного) давления.

Во многом артикуляция зависит от головного мозга, так как он отвечает за координацию движений языка, щек, глотки. При заболеваниях головного мозга (опухоли, нарушение мозгового кровообращения и другие) артикуляция нарушается, что приводит к развитию анартрии. Дизартрия – это родственное понятие анартрии. При дизартрии степень нарушения артикуляции меньше, она проявляется нечленораздельностью речи, в то время как при анартрии из-за выраженного дефекта речь крайне изменена, а иногда невозможна.

Лечение

Терапия при данном заболевании непременно должна носить комплексный характер. Чтобы добиться положительного результата, логопедическую работу нужно сочетать с использованием лекарственных препаратов. Немаловажное значение имеет массаж лица и языка, а также физиолечение.

Массаж

Вначале нужно укрепить мышцы губ. Это реализуется путем выполнения точечного массажа: 5-6 секунд нужно надавливать на точки в районе губ, выполняя круговые движения. Делать это следует против часовой стрелки. Данную процедуру начинают в центре губ и двигаются к углам.

Массаж языка предполагает такую тактику действий:

  1. Укрепление продольных мышц. Их поглаживают с помощью указательного пальца. Делать это необходимо по 10 раз дважды в день.
  2. Укрепление продольных и поперечных мышц. Нужно надавливать на корень языка, продвигаясь к его концу. Выполнять нужно по 6 повторений два раза в день.
  3. Укрепление продольных мышц. Их поглаживают указательным пальцем, также для этого подойдет мягкая зубная щетка. Делать это нужно 4-6 раз трижды в день.
  4. Увеличение количества артикуляционных движений. Для этого используют обкалывание по краям зондом «Игла». Делается эта процедура 1 раз в день 10 секунд. Если у пациента заметна сонливость, процедуру прекращают.
  5. Уменьшение саливации. Для этого выполняют точечный массаж в местах углублений под языком. Делать его нужно вращательными движениями. Направление – против часовой стрелки. Продолжительность процедуры – 6-10 секунд.

Медикаментозное лечение

С целью лечения болезни могут применяться ноотропные препараты, решение о приеме которых может принимать исключительно невролог. Такие лекарственные средства способствуют улучшению умственной деятельности, стимулированию когнитивных способностей, облегчению процесса обучения.

Действенными средствами в борьбе с патологией являются:

  • пирацетам;
  • луцетам;
  • финлепсин.

Борьба с дизартрией у взрослых должна основываться на терапии основной проблемы, которая привела к нарушениям речи. Это может быть:

  • удаление опухоли;
  • устранение кровоизлияния;
  • удаление гнойника;
  • стабилизация артериального давления.

Как лечить дизартрию домашних условиях

Чтобы лечение дизартрии было максимально эффективным, необходимо ежедневно выполнять специальные упражнения. Можно, стоя перед зеркалом, пытаться повторить движения губ и языка окружающих. Также существуют и другие действенные приемы речевой гимнастики:

  • открывание и закрывание рта;
  • удержание рта в открытом состоянии;
  • оскал зубов;
  • выдергивание изо рта марлевой повязки, прикушенной зубами;
  • вытягивание губ в трубочку.

Артикуляционная гимнастика

Этот метод лечения начинают с пассивной гимнастики, которая выполняется с помощью механического воздействия. Затем она переходит в пассивно-активную, а после – в активную, которая делается под руководством логопеда. Так, пассивная гимнастика языка заключается в следующем:

  • выведение языка вперед и втягивание назад;
  • опускание языка вниз и поднимание вверх;
  • придавливание кончика к дну полости рта и приподнимание к твердому небу;
  • легкие движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ включает следующее:

  • собирание верхней и нижней губы;
  • вытягивание губ в трубочку;
  • поднимание верхней губы и опускание нижней;
  • растягивание губ в улыбку;
  • смыкание губ;
  • создание разных укладов губ, которые нужны для произнесения гласных звуков.

Логопедические занятия

Эти методы зависят от вида и тяжести болезни. Занятия по лечению дизартрии включают такие составляющие:

  • Развивается мелкая моторика. С этой целью нужно делать пальчиковую гимнастику.
  • Совершенствуется моторика речевого аппарата. Выполняют логопедический массаж, также полезна артикуляционная гимнастика.
  • Улучшается дыхание. Эффективна дыхательная гимнастика.
  • Развивается голос. Для этого выполняют ортофонические упражнения.
  • Улучшается звукопроизношение.
  • Улучшается коммуникация.
  • Совершенствуется выразительность речи.

Дизартрия – довольно серьезное речевое нарушение, развивающееся под воздействием разных факторов. Обычно болезнь диагностируют у детей, хотя иногда она появляется и во взрослом возрасте. При возникновении признаков дизартрии непременно нужно обратиться к врачу – он подберет эффективное лечение в зависимости от сложности и формы нарушений.

Особенности развития заболевания в разном возрасте. Прогнозы

Специалисты выделяют 4 формы заболевания:

    У вашего ребенка были проблемы с речью?БылиНе было
  1. Начальная или стертая. Становится явно заметной к 2-3 годам. Когда малыш начинает говорить, большая половина слов непонятна. Даже многие специалисты на этой стадии могут спутать дизартрию с дислалией (возрастными особенностями речевого аппарата).

    В большинстве случаев дети вообще не произносят шипящих звуков.

    Если обнаружить проблему в этом возрасте, шансы на благополучный исход 90%. Но только в том случае, если не поражен головной мозг;

  2. Ребенок говорит, но понять его речь трудно. Он «жует» слова, плохо произносит звуки. Как правило, это стадия заметна ближе к 4 годам. Шансы на успех при грамотном лечении по-прежнему большие;
  3. Речь ухудшается, ребенка понимают только родители и близкие люди. Наверняка, в этом возрасте малыш уже посещает детский сад. Даже если проблему не замечают родители, ее обнаружит логопед дошкольного учреждения. 5 лет – серьезный возраст для начала лечения дизартрии. Шансы на успех составляют 50%;
  4. Если не начать лечение, к 6 годам речь станет полностью непонятной или будет вовсе отсутствовать. Увы, но специалисты в этом случае не дают никаких гарантий, время уже упущено.

Всем мамам мы советуем узнать, что делать, если малыш не слушается. Как научить его правильно ставить ударения и выговаривать букву “р”. И подскажем, из-за чего ребенок может быть нервным и агрессивным.

Совет! Чтобы вовремя обнаружить проблему, старайтесь ежегодно проходить обследование у узкопрофильных врачей.

Профилактические меры

Первичная профилактика направлена ​​на самое широкое население. Она понимается как «предотвращение ситуаций, угрожающих определенными нарушениями коммуникационных способностей». Первичная профилактика делится на:

  • неспецифическую, поддерживающую желательные формы поведения в целом;
  • специфическую, направленную на предотвращение конкретного риска.

Вторичная профилактика направлена ​​на уязвимую группу риска, например, детей с наследственным бременем, недоношенных, с низким весом при рождении, с нарушениями речи при развитии.

Третичная профилактика наиболее тесно связана с терапией, предназначена для предотвращения дальнейшего развития негативных проявлений у людей, страдающих нарушениями речевых способностей или перенесших их.

Печень хелп - скорая помощь вашей печени