Афазия после инсульта: виды, лечение, упражнения

Если у человека возникают проблемы с полным или частичным использованием речи, которая была полностью сформированной, то у него развивается расстройство, называемое афазией. Афазия – это патология цикла речи. При этом само речевое нарушение происходит не на артикуляционном уровне, а при формировании речи непосредственно в головном мозге человека.

Из-за чего при инсульте возникает афазия

В человеческом мозге имеется несколько связанных между собой центров, отвечающих за устную речь: за ее понимание, воспроизведение, анализ сложных речевых конструкций, возможность построения правильных предложений. Все они связаны между собой нервными волокнами, и расположены, в основном, в центральной части мозга, а также в височной и теменной долях. Часть этих речевых центров симметрична в обоих полушариях (то есть они дублируются в каждом из них), но есть и такие участки, которые у правшей имеются только в левом полушарии, а у левшей – в правом.

Из-за чего при инсульте возникает афазия

Когда происходит инсульт, отмирает какой-то участок мозга. Если гибель произошла в одном из речевых центров, или повредились нервные окончания, связывающие эти зоны, развивается афазия. Таким образом, афазией называется нарушение понимания или воспроизведения уже сформированной устной речи, иногда вплоть до полного ее отсутствия. Если нарушение касается письменной речи, то такой неврологический синдром уже будет носить другое название (алексия, аграфия).

Классификация и симптомы афазии

Существуют различные классификации форм афазии.

В классификации А.Р. Лурии выделяются следующие формы афазии:

  • афферентная моторная афазия – связана с поражением нижних теменных отделов, задних отделов двигательного анализатора;
  • эфферентная моторная афазия – связана с поражением заднелобных участков коры — зоны Брока);
  • динамическая афазия – связана с поражением отделов мозга, которые располагаются спереди от зоны Брока и речевой зоны Пенфилда;
  • сенсорная афазия — связана с поражением зоны Вернике верхней височной извилины;
  • семантическая афазия связана с поражением теменно-височно-затылочной зоны мозга;
  • акустико-гностическая сенсорная афазия связана с поражением средней височной извилины.

Самым тяжелым речевым расстройством является афферентнаямоторная афазия. Больной афазией данной формы не может по заданию совершать движения губами, языком, другими артикуляционными органами (оральная апраксия). Но непроизвольно эти движения могут выполняться. Оральная апраксия составляет основу артикуляционной апраксии, которая непосредственно связана с произношением звуков.

Артикуляционная апраксия проявляется:

  • отсутствием артикулирования речи;
  • искажением воспроизведения артикуляционных поз;
  • поисками артикуляции.

Также при данной форме афазии нарушены и другие стороны речевой функции.

Эфферентная моторная афазияпроявляется разорванной речью, которая сочетается с застреванием на фрагментах высказывания. Данные недостатки произносительной стороны речи ведут к системным расстройствам письма, чтения, понимания речи (частично). Больные афазией в этом случае с легкостью произносят звуки, но затрудняются в произношении слов и предложений.

При динамической афазииречевой дефект проявляется в виде речевой инактивности и аспонтанности. Трудности в произношении не значимы. Речь больных афазией динамической формы бедна, с преобладанием односложных ответов, нарушается речевое программирование или наблюдаются расстройство грамматического структурирования.

Основным симптомом семантической афазии являетсяимрессивный аграмматизм – неспособность к пониманию сложных логико-грамматических речевых оборотов.

Сенсорная акустико-гностическая афазия выражается грубым расстройством фонематического слуха, то есть происходит нарушение понимания устной речи. На начальных этапах развития афазии больной воспринимает речь другого человека как некий поток звуков. При менее выраженном расстройстве или на более позднем этапе болезни присутствует частичное понимание речи, точное восприятие подменяется догадками. Для больного разные слова могут звучать одинаково, либо одно и то же слово он по-разному воспринимает. В результате происходит расстройство самоконтроля речи, возникает компенсаторное многословие. Наиболее сохранной речевой функцией остается чтение.

Читайте также:  Клинические особенности детского церебрального паралича

Сенсорная акустико-мнестическая афазия проявляется в сфере мнестической слуховой деятельности. У больного утрачивается способность к сохранению в памяти информации, воспринятой на слух. Также наблюдается уменьшение объема запоминания. Все это вызывает трудности в понимании развернутых текстов, в которых задействована слухоречевая память. Симптом афазии в собственной речи проявляется словарным дефицитом.

В классификации Вернике-Лихтгейма выделяются следующие формы афазий:

  • корковая моторная афазия Брока (близка к моторной афазии Лурии);
  • субкортикальная моторная афазия (близка к афферентной моторной афазии);
  • транскортикальная моторная афазия (близка к динамической афазии);
  • корковая сенсорная афазия Вернике (акустико-гностическая сенсорная);
  • субкортикальная сенсорная афазия – характеризуется грубым нарушением узнавания звуков речи, полным непониманием речи при сохранненном слухе на неречевые раздражители.
  • транскортикальная сенсорная афазия (акустико-мнестическая сенсорная афазия).

Состояние афазии, как правило, сопровождается нарушениями функций, связанных с речью – чтения, письма. При любой форме заболевания не наблюдается нарушения лишь звуков речи, либо только слов или фраз. Не встречаются также и изолированные нарушения лишь устной или письменной речи.

Данное расстройство функции речи является системным. Но при одной форме на первое место выходит нарушение звуков, а нарушения в словах, фразах, чтении, письме являются следствием первичного дефекта; а при другой — страдают слова, а другие расстройства уже вытекают из данного нарушения.

Симптоматика и проявления

В 90% случаев амнестическая афазия протекает мягко, из-за чего ее клиническая картина выражена слабо. Иногда симптомы патологии замечает только медицинский работник, вынужденный по каким-то другим причинам общаться с пациентом в течение длительного времени. Очень редко лица с этой формой речевого расстройства сами обращаются к неврологу по причине проблем с социализацией или эмоционального дискомфорта.

В 90% случаев амнестическая афазия протекает мягко, из-за чего ее клиническая картина выражена слабо.

Амнестическая афазия определяется по таким признакам:

Симптоматика и проявления
  • пострадавший хорошо разбирается в предметах, их описании, свойствах и функциях, но при этом не может вспомнить названия объектов;
  • речь больного построена на использовании одних и тех же слов, фраз, словосочетаний. Иногда это приводит к коверканию предложения в плане логики или грамматики;
  • снижение памяти нередко распространяется на имена собственные;
  • иногда в изложении информации проскакивают неправильно употребленные слова, паузы. Может снижаться темп речи;
  • высказывания содержат минимум существительных и однотипные глаголы.

При амнестической афазии не страдает артикуляция, сохраняются способности к чтению и письму. В зависимости от типа заболевания, поразившего головной мозг, у пациента будут присутствовать общие или неврологические симптомы. Нередко этот тип нарушения речи дополняется другими формами патологии.

Проявления расстройства

У больного с любым видом афазии нарушается речь в целом. Человек, говоря, совершает смену местами слогов и отдельных звуков, характерны литеральные парафазии, персеверации, а также контаминации. Человек между словами и словосочетаниями начинает делать ненормально большие паузы. Наблюдается гипофония, то есть голос, по громкости схожий с шепотом. Ритмика и мелодика речи также нарушена при афазии. Если у человека развивается эфферентный моторный вид расстройства, отдельные звуки он произносит нормально.

Поскольку при рассматриваемом расстройстве нарушается чтение и письмо, наблюдают такие явления как дисграфия (крайней формой которой является аграфия) и дислексия (крайняя форма — алексия). При дисграфии человек на письме не выводит заглавные буквы, всё пишет срочными. Почерк такого человека сложно разбираем. Он допускает множество ошибок при письме. Детям с таким расстройством крайне тяжело даются диктанты.

Читайте также:  Аквадетрим или вигантол что лучше усваивается

При аграфии интеллект больного сохранен, но он не может писать. Следует дифференцировать причину с расстройства координации движений рук. При аграфии человек пропускает слова, не может объединить буквы и слоги между собой, грубо искажает слова при письме. Под дислексией подразумевают неспособность человека читать, при этом другие когнитивные способности больного находятся в норме.

При афферентной моторной афазии может быть 2 варианта развития. Первый: есть речевой эмбол, нет спонтанной речи или фиксируют артикуляционную апраксию. Второй: ситуативная речь в норме, но произвольная речь затрудняется или вовсе отсутствует. Вторичные процессы нарушения слуха типичны для афферентного подвида моторной афазии. Страдает и письмо.

Акустико-гностическая или сенсорная афазия характеризуется такими проявлениями:

  • нормальный физический слух
  • нарушение слухового восприятия словосочетаний и предложений

Симптомы афазии Вернике:

  • отсутствие контроля над своей речью
  • непонимание того, что говорят окружающие
  • компенсаторные процессы в виде многословия
  • в начале развития болезни на протяжении полтора или двух месяцев человек произносит спонтанные наборы звуков и слов, что называется в медицинской литературе жаргонафазией
  • в начале болезни речь не имеет смысла для окружающих
  • после выше описанного этапа наступает логорея, человек использует вербальные и литеральные парафазии
  • писать человек может с трудом или вовсе не может
  • навыки чтения сохранены

Симптомы акустико-мнестической афазии:

  • услышанная информация «не задерживается в мозгу»
  • непонимание длинных фраз
  • неспособность повторить 3-4 услышанных подряд слова
  • человек не способен говорить сразу с двумя/тремя и более людьми
  • повышение речевой активности

Амнестико-семантическая афазия имеет такую симптоматику:

  • аномия (больной не помнит, как называется тот или иной предмет)
  • сложные речевые обороты пациент не понимает или понимает с трудом
  • теряется понимание причинно-следственных, пространственных и временных словесных оборотов
  • человек не понимает слова, употребленные в переносном значении, метафоры и т.п.
  • нарушение счетных операций
  • непонимание прочитанного

Проявления динамической афазии:

  • отдельные слова и словосочетания произносятся нормально
  • повторение в норме
  • невозможность спонтанной повествовательной речи
  • человек мало разговаривает
  • персеверации в речи
  • эхолалия (повторение произнесенных собеседником фраз)
  • сохранность арифметических операций, навыков письма и чтения текста

Патогенез, особенности протекания и лечение амнестической афазии

Для амнестической афазии характерна утрата способности называния вещей и явлений. Важно учитывать, что способность их описания больной не утрачивает. Также человек не утрачивает способности писать текст под диктовку.

В экспрессивной речи содержится большое количество глаголов. Существительные больной практически не использует.

Иными словами, эта аномалия представляет собой полную утрату словесной памяти.

Человек, страдающий амнестической афазией, способен вспомнить название предмета только в том случае, если собеседник напомнит ему первые несколько звуков.

Патогенез

Амнестическая афазия провоцируется нарушением функционирования височного и теменного участков коры ГМ.

Некогда специалисты в области медицины предполагали, что в чистом виде эта аномалия не встречается. По их мнению, амнестическую афазию следует считать 1-чным проявлением сенсорной и моторной патологии. Это актуально при наличии в ГМ опухолевого процесса, а также регресса аномалий при сосудист-х процессах.

Амнестическая афазия наблюдается при поражении височно-теменного участка. Дефект в этом случае связан с трудностями, которые возникают, когда человек пытается вспомнить название того или иного явления или предмета. В период протекания аномалии отмечается наличие вербальн-х парафазий и амнестическ-х западений.

Почему развивается заболевание

Среди основных причин развития этого патологического состояния следует выделить ярко выраженную спутанность сознания. Нередко аномалия развивается на фоне черепно-мозговой травмы. Некоторые медики полагают, что не исключена связь между этой аномалией и болезнью Альцгеймера.

Читайте также:  Болит голова при беременности на ранних сроках

Также амнестическая афазия может проявиться на фоне синдрома Герстма. При этом наблюдаются следующие признаки:

  1. Человек утрачивает возможность ориентироваться в правую и левую стороны.
  2. Наблюдается нарушение счета.
  3. Наблюдаются изменения в позе пальцев верхних конечностей.
  4. Происходит прогрессирование пальцев-й агноз-и.

Иногда при прогрессировании этого процесса наблюдается деформация схемы тела больного и конструктивн-го праксиса.

К иным причинам прогрессирования этой аномалии следует отнести:

  1. Наличие энцефалита.
  2. Наличие злокачественной опухоли в ГМ.
  3. Нарушение кровообращения ГМ.

К сожалению, диагностирование этого патологического состояния крайне затруднительно.

Установление диагноза

В некоторых случаях, если диагноз был установлен, речь человека может восстановиться. В данном случае это происходит спонтанно.

Патогенез, особенности протекания и лечение амнестической афазии

Диагностика аномального состояния включает в себя проведения целого ряда тестов. Это необходимо для того чтобы специалист имел возможность выявить точную причину возникновения и прогрессирования патологического состояния.

Как можно помочь больному

Лечение амнестической афазии должно быть длительным и достаточно серьезным. Особенностью лечебного процесса в этом случае следует считать то, что активное участие в нем принимают не актуальные участки ГМ, а неповрежденные зоны. На этом фоне специалист делает акцент на процессах кинестетическ-го и зрительн-го анализа.

Особенности терапии

После того как диагноз был установлен, специалистом назначается лечение амнестической афазии. Специальных методик, позволяющих доктору и больному избавиться от неприятных признаков, пока не разработано.

По этой причине лечение амнестической афазии предполагает комплексный подход.

Основной целью терапии при амнестической афазии следует считать восстановление способности к пониманию речи собеседника, а также возрождение речевых функций больного.

Специалист, приступивший к борьбе с этой серьезной патологией, старается уничтожить первопричину, ее спровоцировавшую.

Главным этапом лечения следует считать купирование предрасположенности человека к этой аномалии.

К сожалению, дать точных гарантий того, что в процессе коррекции речевые функции больного будут полностью восстановлены, не может дать даже сверхталантливый специалист-логопед.

Основные методики лечения

Чаще всего человеку, у которого была диагностирована амнестическая афазия, назначается:

  • выполнение упражнений ЛФК;
  • психотерапия (занятия проводятся не в группе, а один на один со специалистом).

Помимо лечебной гимнастики и интенсивных занятий с психотерапевтом, больному может быть назначено лечение трудом. При этом важно помнить, что лечение амнестической афазии — не сиюминутный, а длительный и достаточно сложный процесс. В некоторых случаях для полного выздоровления требуется не один год.

Заключение

Лечебная программа не может быть одинаковой для всех пациентов с этим диагнозом. Методика борьбы с этой патологией подбирается только после того, как была установлена первопричина. Также принимаются во внимание индивидуальные особенности пациента. Очень часто в лечебную программу включаются занятия у психотерапевта, прием лекарственных средств и логопедические тренинги.

(: 1 , 5,00 из 5)

Симптомы

Несмотря на то что есть разные формы афазий, заподозрить заболевание можно по общим признакам для всех форм. Стоит обратить внимание на:

  • произношение звуков;
  • стиль речи (при афазии он напоминает телеграф);
  • есть ли в речи длинные паузы, которые при этом немотивированны;
  • гипофонию, а именно переход во время разговора на тихий голос, практически шепот;
  • нарушения темпов и ритма разговора;
  • произношение несвязных звуков;
  • нарушения письма;
  • невозможность вспомнить названия предметов;
  • нарушения счета и других операций с цифрами;
  • повторение слов, которые были в чужом высказывании, причем повторение бездумное, машинальное.
Печень хелп - скорая помощь вашей печени
Для любых предложений по сайту: [email protected]