Признаки, симптомы и лечение аутизма у детей

Аутизм представляет собой серьезное врожденное заболевание, при котором ребенок не может найти общий язык с окружающими и которое полностью не лечится.

Что такое Аутизм у детей —

Аутизм у детей известен также как инфантильный аутизм, это расстройство из группы аутистического спектра или устойчивых расстройств развития. Аутизм начинается в детстве, часто продолжаясь после взросления ребенка.

Эпидемиология. Согласно разным данным, частота аутизма – от 2 до 6 детей на 1 тыс.

«Классический» аутизм насчитывает от ¼ до ½ от всех аутистических расстройств. Соотношение мужского и женского пола среди аутистов примерно 3:1. Не найдена отчетливая связь расстройства с социально-экономическим положением, как было предположено ранее.

Почему переходный возраст усугубляет проявления аутизма?

Максимальное общение приходится именно на период полового созревания. В это время подростки начинают взрослеть, а также формируются как социальная и индивидуальная личность, у них еще нет стабильной модели поведения. Для создания нормальных отношений с ровесниками необходимо активное общение. Поэтому как раз в переходном возрасте пациенты испытывают сильнейшие стресс за всю жизнь.

Чтобы справиться с возрастными изменениями в психике, подросткам нужна помощь. К этому возрасту у многих больных наблюдаются значительные улучшения состояние здоровья. Но из-за многочисленных стрессовых ситуаций могут наблюдаться ухудшения психологического состояния.

В этот сложный период аутисты начинают понимать, что отличаются от ровесников, у них нет возможности устроиться на перспективную работу, создать нормальную семью и иметь надежных друзей. В результате чего, одни начинают полностью замыкаться в себе, но другие могут самосовершенствоваться, больше общаться, вести активную общественную деятельность.

Не сегодняшний день известно несколько форм врожденного недуга. Многие люди считают, что все аутисты ведут себя, как герой фильма «Человек дождя». В некоторых случаях, не всегда можно определить, что у человека серьезное заболевание. Многие добиваются больших успехов, несмотря на проблемы с психическим состоянием.

Характеристика заболевания и причины возникновения

Впервые болезнь была описана доктором Г. Аспергером в 1943 г. Спустя некоторые время одну из разновидностей заболевания назвали его именем — синдром Аспергера. Позже, по мере получения информации о пациентах, дали и определение патологии. Аутизм — психологическое расстройство, на фоне которого у пациента происходит нарушение адаптации в социуме. Ребенок погружается в свой внутренний мир и игнорирует мир внешний. Болезнь не поддается лечению, однако можно помочь малышу стать более социально адаптированным.

Большинство исследователей сошлись во мнении о том, что основные причины аутизма у детей — это нарушение в генетическом аппарате и влияние наследственного фактора. Симптомы заболевания можно обнаружить даже у новорожденных детей и малышей до года. Однако матери часто не обращают на это должного внимания и списывают тревожные признаки на индивидуальные особенности характера ребенка.

Патология чаще всего наблюдается у мальчиков, у девочек заболевание встречается намного реже (в соотношении 4 к 1). Болезнь переходит по аутосомно-рецессивному признаку. Если мать и отец страдают от аутизма, вероятность того, что у них родится здоровый малыш, составляет 25 процентов. Но не только наследственность может повлиять на диагноз. Существуют и другие провоцирующие факторы:

  • Инфицирование во время беременности. Заражение плода вирусами или бактериями очень опасно, особенно в первые 8 недель формирования плода.
  • Влияние на плод химических токсичных веществ. Такие случаи нередко происходят, если будущая мать работает на промышленном предприятии или вредном производстве.
  • Воздействие ионизирующего излучения. Возможно, если беременная женщина трудится на производстве, где есть контакт с инфракрасными лучами или ультразвуком. Это может повлиять на развитие нервной системы ребенка и спровоцировать появление аутизма.
Читайте также:  Астено-вегетативный синдром: что это такое, симптомы

С какого возраста возможно выявить заболевание

Если верить статистике, то недуг можно встретить у двух-четырех детей из ста тысяч. При этом у мальчиков он встречается в четыре раза чаще. Его можно диагностировать в различном возрасте. Первые признаки заметны у малышей до трех лет. Различают также детский аутизм (с трех до десяти) и подростковый (старше одиннадцати).

Обычно болезнь выявляется после двух с половиной лет. Ведь тогда нарушения речи, замкнутость и ограниченное социальное общение проявляются ярче всего. Иногда аутистическое поведение появляется и у новорожденных.

Когда кроха является единственным ребенком в семье, то родным сложнее заметить его отличия от сверстников. Непохожесть становится явной, когда чадо начинает посещать детский сад. Если же в семье уже есть малыши, родители обращают внимание на наличие симптомов еще до года.

Ошибочно полагать, что заболевание возникает внезапно. Определенные особенности характера существуют у крохи изначально. Только с возрастом к одним признакам прибавляются новые. Поэтому мамы и папы начинают «бить тревогу».

Особенности поведения

Хотя симптомы недуга могут быть разными, специалисты выделяют ряд общих характеристик, присущих детям-аутистам. Например, особенности игрового процесса и ограниченный круг интересов. Это проявляется в том, что ребенок с отклонением либо вообще не хочет играть, либо имеет только одну игрушку.

Чадо может долго смотреть на один предмет — телевизионную передачу, птиц за окном, автомобили, движущихся пешеходов, солнечных зайчиков и так далее. Он бывает сильно поглощен подобным занятием, с неохотой отрываясь от него.

Если у малыша много игрушек, он не станет придумывать с ними особенных развлечений, предпочитая сортировать их, составлять последовательность, либо проделывать однообразные действия — часами расчесывать куклу, длительное время катать одну и ту же машинку.

Порой интерес у аутистов вызывают специфические «игрушки». Ими могут стать столовые предметы, мелочи, используемые в обиходе или, к примеру, ключи. Если родители попробуют отнять любимый объект, то вызовут у крохи ярый протест. При этом он имеет иногда противоположные выражения — уход в себя, либо сильное возбуждение.

Нарушение социальных контактов

В ста процентах случаев ребенок отличается проблемами с общением и социальными взаимодействиями. Он находится в собственном мире, мало обращая внимания на других детей и взрослых, даже родных. Ранние признаки аутизма у грудничков: им свойственны малоподвижность, инертность и отсутствие оживления. Чада постарше редко просятся на руки, не требуют от родителей внимания и ласки, не всегда отзываются на свое имя.

Когда кто-либо пытается пообщаться с малышом-аутистом, то он либо не реагирует это, либо выражает агрессию. Порой кроха идет на контакт, но игнорирует зрительный контакт. Наблюдается редкая смена настроения и эмоционального состояния. Ребенок не смеется, почти не улыбается, редко плачет, не меняет выражения лица, либо обладает неадекватной мимикой.

Дети с отклонениями не любят физического контакта — отрицательно относятся к объятиям, не передают предметы в руки других людей, самостоятельно обслуживают себя, ничего не просят.

В детском саду возникают еще большие трудности. Ведь иногда аутист не пассивно игнорирует мир, а агрессивно откликается на всякие попытки вовлечь его в общую игру, прячется и убегает.

Расстройства аутического спектра

В соответствии с симптомами РАС делят на несколько типов:

  1. Детский. Проблемы с пониманием услышанного, увиденного, испытанного. Трудности в общении, воображении. Речь идет о врожденном нарушении мозговых функций, ассоциирующихся с расстройством психического развития.
  2. Атипичный. Признаки могут частично соответствовать критериям детского аутизма, сочетаться с проявлениями других форм РАС.
  3. Синдром Аспергера. Характеризуется проблемами в общении, воображении, социальном поведении. Интеллект бывает выше среднего. Речь полностью развита, пассивный словарный запас богат.
  4. Другое дезинтегративное расстройство (синдром Геллера). Расстройство типично нормальным развитием, длящимся около 2 лет. Затем происходит постепенная потеря обретенных навыков, способностей.
  5. Другое первазивное расстройство. Нарушены все области, но нарушение не соответствует другим диагнозам.
  6. Синдром Ретта. Встречается у девочек. Сопровождается тяжелыми психическими отклонениями.

Континуум расстройств аутистического спектра

Читайте также:  Как улучшить кровообращение головного мозга — список препаратов

НАРУШЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИУМЕ

У детей главным признаком аутизма являются проблемы в социализации и контакте с окружающими. Они живут в своем придуманном мире, избегают контактов, иногда проявляют враждебность.

Странности в поведении детей становятся причиной обращения за врачебной помощью. Так как дети не реагируют на свое имя, родители подозревают у них глухоту и консультируются у сурдолога, который не выявляет никаких нарушений функции слуха.

Реакция оживления в ответ на новый интересный предмет, присущая детям этого возраста, у аутистов отсутствует. Они инертны, малоподвижны, не хотят идти на руки к родителям, редко улыбаются.

Отсутствие зрительного контакта фиксируется не у всех детей с этим расстройством. Этот симптом характерен для более тяжелых форм болезни. Любые попытки общения с ребенком могут сопровождаться агрессией с его стороны или полным игнорированием. Детский аутизм имеет признаки ограниченности эмоциональной сферы и боязни в проявлении чувств. Зачастую выражение их лиц одинаково. Несмотря на происходящее вокруг, улыбаются они довольно редко.

Ребенок не обращается за помощью даже к самым близким родственникам, он предпочитает все делать самостоятельно с раннего возраста. Такие тесные контакты, как объятия, им не присущи.

Попытки ограничить физические взаимодействия с окружающими сопровождаются тем, что при передаче предмета ребенок не дает его в руки, а бросает.

Обострение нарушений социального поведения наблюдается при посещении детского сада. Желание вовлечь ребенка в общую игру или усадить рядом с другими детьми вызывают у аутиста протест в активной или пассивной форме. Он может игнорировать общение, прятаться или проявлять агрессию.

С какого возраста может проявиться аутизм

Детский аутизм на сегодняшний день встречается в 2 – 4 случаях на 100 000 детей. В комбинации с умственной отсталостью (атипический аутизм) цифра возрастает до 20 случаев на 100 000. Соотношение мальчиков и девочек при этой патологии равняется 4 к может встречаться в любом возрасте. В зависимости от возраста изменяется и клиническая картина заболевания. Условно различают ранний детский аутизм (до 3 лет), детский аутизм (с 3 лет до 10 – 11 лет) и подростковый аутизм (у детей старше 11 лет).По поводу стандартных классификаций аутизма споры не утихают до сих пор. Согласно международной статистической классификации болезней, в том числе и психических, различают детский аутизм, атипический аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера. Согласно последней версии американской классификации психических болезней различают лишь расстройства аутистического спектра. В эти расстройства входит как ранний детский аутизм, так и правило, диагноз детского аутизма ставится в возрасте 2,5 – 3 лет. Именно в этот период ярче всего проявляются речевые нарушения, ограниченность в социальном общении и замкнутость. Однако первые признаки аутистического поведения проявляются еще на первом году жизни. Если ребенок в семье первый, то родители, как правило, позже замечают его «непохожесть» на сверстников. Чаще всего это становится явным, когда ребенок идет в садик, то есть при попытке интегрироваться в общество. Однако же если в семье есть уже ребенок, то, как правило, первые симптомы малыша-аутиста мама замечает еще в первые месяцы жизни. По сравнению со старшим братом или сестрой ребенок ведет себя иначе, что сразу бросается в глаза его может проявляться и позже. Дебют аутизма может наблюдаться и после 5 лет. Коэффициент интеллекта в этом случае выше, чем у детей, у которых дебют аутизма пришелся на возраст до 3 лет. В этих случаях элементарные навыки общения сохраняются, но изолированность от мира все же доминирует. У таких детей когнитивные расстройства (ухудщение памяти, умственной активности и так далее) не так выражены. Очень часто у них наблюдается высокий коэффициент аутизма могут быть в кадре синдрома Ретта. Он диагностируется в возрасте от года до двух. Аутизм с сохранением когнитивных функций, который называется синдромом Аспергера (или же мягким аутизмом), встречается между 4 и 11 отметить, что между первыми проявлениями аутизма и моментом постановки диагноза существует определенный период. Наблюдаются определенные характерные черты ребенка, которым родители не придают значения

Читайте также:  Внутричерепная гипертензия: симптомы и лечение

Однако, если акцентировать внимание мамы на этом, то она действительно признает «что-то эдакое» с ее , родители ребенка, который всегда был послушным и не создавал проблем, вспоминают, что в детстве ребенок практически не плакал, часами мог разглядывать пятно на стене и так далее. То есть определенные черты характера у ребенка существуют изначально

Нельзя сказать, что болезнь появляется как «гром среди ясного неба». Однако с возрастом, когда возрастает необходимость в социализации (детский сад, школа) к этим симптомам присоединяются другие. Вот в этом периоде родители впервые и обращаются за консультацией к специалисту.

Обучение ребенка-аутиста

В обычной школе ребенок с подобным диагнозом учиться не сможет, приходиться заниматься этим родителям и приходящим педагогам. В больших городах открывают специальные школы для детей-аутистов.

К наиболее распространенным учебным программам относятся:

  1. «Время, проведенное на полу». Педагог обучает ребенка навыкам общения в непринужденной обстановке, например лежа или сидя на полу.
  2. «Прикладной поведенческий анализ». Педагог совместно с психологом поэтапно прививает малышу простые навыки, вплоть до разговорной речи.
  3. «Больше, чем слова». К этой методике подключаются родители, которых обучают понимать поведение, жесты и мимику ребенка. Ребенка же обучают навыкам общения с посторонними людьми.
  4. Работа с карточками необходима в тяжелых случаях, когда у больного отсутствует речь. При помощи карточек ребенок лучше запоминает предназначение предметов.
  5. «Социальные истории». Педагоги и родители придумывают собственные занимательные рассказы, помогающие ребенку адаптироваться в окружающем их мире.

Каждая методика предполагает индивидуальный подход к ребенку с диагнозом «аутизм». Режим дня особых результатов не дает, так как малыш не может подстраиваться под него.

Как еще проявляется аутизм у детей?

Чтобы разобраться, как распознать аутизм у новорожденного, надо ознакомиться с признаками болезни, которые редко встречаются у больных.

Расстройство ЖКТ

Многие не могут понять, как можно определить у младенца аутизм только по наличию проблем с пищеварительной системой? Однако именно проблемы с ЖКТ входят в список болезней, появляющихся при аутизме. Часто детки страдают от хронического запора, который длится 2–3 недели. Данная проблема сопровождается сильной болью в нижней части животика. К признакам запора у годовалого ребенка с аутизмом относят скрежет зубками, постоянное нажатие на животик.

Реже у малышей появляется хроническая форма диареи. Она появляется из-за проблем с иммунной системой, кишечной инфекции или воспалений в кишечнике.

Нарушение сна

Когда у детей до года начинается проявление симптомов аутизма, появляются сложности со сном. Согласно статистическим данным эта проблема возникает у каждого второго младенца с таким заболеванием. Причиной нарушенного сна врачи считают неправильное функционирование части головного мозга, которая отвечает за сон. Из-за этого у аутистов сильно сокращается или вовсе исчезает фаза быстрого сна.

У таких ребят проблемы со сном проявляются по-разному. Многие просто не понимают, что они должны уснуть и из-за этого бодрствуют до поздней ночи. Также детки не засыпают из-за ночного энуреза, который может появиться в любой момент.

Склонность к судорогам, эпилепсии

Еще одним признаком аутизма у ребенка-аутиста до года считается эпилепсия. Это заболевание сопровождается частыми конвульсиями и судорожными приступами. Эпилептические припадки появляются у аутистов намного чаще, чем у здоровых деток. Примерно 40% больных страдают от периодических приступов эпилепсии.

При появлении первых признаков эпилепсии надо немедленно посетить врача для обследования и назначения правильного лечения. Лечить такие припадки у аутистов надо обязательно, так как отсутствие лечения часто приводит к преждевременной смерти человека.

Для любых предложений по сайту: [email protected]